«Ребята с нашего двора»

 

«Быть детским писателем – это … просто быть
писателем»


Татьяна Фролова

 

2013 год богат на юбилейные даты. Среди знаменитых и известных людей есть и детские писатели, подарившие лучшие книги своему читателю. Наша выставка «Ребята с нашего двора» познакомит и детей, и взрослых с биографией и лучшими произведениями классиков детской литературы. Писать хорошо — это вообще свойство истинного писателя, а вот пи­сать для детей может далеко не каждый.

 

Раздел 1 «Добрейший затейник Николай Носов»

 

«Постепенно я понял, что сочинять для детей наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

Н. Носов

 

 

 

 

 

Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т.п.

В возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.

В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов для Красной Армии. За эту деятельность он награждён в 1943 году орденом Красной Звезды.

С 1938 года начинает писать детские рассказы. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук». Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке.

Все книги Носова наполнены юмором — веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открывай любую страницу — без улыбки, а то и неудержимого смеха читать невозможно. Проведите опыт: спросите кого-нибудь из взрослых, читали ли они книги Николая Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса». А поскольку «взрослых» книг Носов почти не писал, так и останется он в памяти читателей «чистокровным детским юмористом».

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н.Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.

 

Веселая семейка: повесть. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 93 с.: ил.

Повествование идет от лица школьника Коли. Он и его лучший друг Миша решили сделать инкубатор и вывести цыплят. В книге о птицеводстве они узнали, как он устроен, а за яйцами съездили в деревню. Соорудив небольшой инкубатор из подручных средств: ящик из фанеры, жестяная банка, электрическая лампа в качестве нагревателя, — друзья заложили яйца, и повели отсчет дням. Цыплята должны были вылупиться через 21 день…

 

 

 

 

Витя Малеев в школе и дома. – М.: Самовар, 2010. – 173 с. – (Школьная библиотека).

Писатель рассказывает о событиях, которые произошли в жизни двух учеников четвертого класса в течение учебного года. Повествование ведется от лица Вити Малеева: «Подумать только, как быстро время летит! Не успел я оглянуться, как каникулы кончились и пришла пора идти в школу. Целое лето я только и делал, что бегал по улицам да играл в футбол, а о книжках даже позабыл думать. То есть я читал иногда книжки, только не учебные, а какие-нибудь сказки или рассказы, а так чтоб позаниматься по русскому языку или по арифметике - этого не было. По русскому я и так хорошо учился, а арифметики не любил. Хуже всего для меня было - это задачи решать. Ольга Николаевна даже хотела дать мне работу на лето по арифметике, но потом пожалела и перевела в четвертый класс так, без работы».

 

 

 

 

Живая шляпа. – М.: Эксмо, 2012. – 108 с. – (Книги - мои друзья).

«Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось – упало на пол. Они обернулись и увидели возле комода шляпу». А дальше началось такое! Вы видели когда-нибудь живую шляпу? Так вот эта шляпа ожила. Она вылезла на середину комнаты, затем поползла к дивану. Ох и напугала шляпа друзей, они придумали целый план, как ее остановить …

 

 

 

 

Мишкина каша. – М.: Самовар, 2010. – 110 с.: ил. - (Школьная библиотека).

Наивные и любознательные герои Н. Н. Носова часто попадают в комические или фантастические ситуации. Читать об их приключениях интересно и весело.

 

 

 

 

Приключения Незнайки и его друзей: роман-сказка. – М.: Стрекоза-Пресс, 2006. – 190 с.: ил. – (Классика - детям).

В этой книге рассказывается о сказочной стране, в которой жили малыши и малышки, то есть крошечные мальчики и девочки, или, как их иначе называли, коротышки. Вот такой малыш-коротышка и был Незнайка. Незнайка пришел сам и привел с собой целую ораву веселых и шумных коротышек, которые выбрали себе для постоянного места жительства три книжки Носова.

 

 

 

 

Незнайка в Солнечном городе: роман-сказка. – М.: Стрекоза, 2005. – 320 с.: ил. – (Классика – детям).

Однажды Незнайка повстречал волшебника. И в благодарность за хорошие поступки получил в подарок не что-нибудь, а волшебную палочку. И это стало началом многих необычных событий...

 

 

 

 

Незнайка на Луне: роман-сказка. – М.: Эксмо, 2011. – 416 с.: ил.

«Незнайка на Луне» - заключительная часть трилогии замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова о коротышках из сказочного города. В ней рассказывается об увлекательном, полном приключений путешествии Незнайки и его друзей-коротышек на Луну, об их встрече с лунитами и благополучном возвращении на Землю. И чем они только там ни занимались — ссорились и мирились, строили воздушный шар, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне (что делать — время было такое).
Это очень веселая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно, Незнайка. Ну, точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира.

 

Раздел 2 «Наш веселый Михалков»

 

 

Самое главное в жизни человека - это
творчество, видеть результат своих мучений,

своих страданий. Ведь не каждый человек может
ночью встать и сесть к столу, потому что ему
показалось, что он придумал удачную строку.
Это очень важно, это значит, что ты творец".

С. Михалков

 

Михалков Сергей Владимирович – поэт, драматург, прозаик, публицист, киносценарист, переводчик, общественный деятель. Родился 27 февраля (12 марта н.с.) в Москве в семье служащего, "одного из зачинателей советского промышленного птицеводства".

Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние поэзии, которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова. Школьные годы провел в Пятигорске.

С 12–13 лет предлагал свои стихи различным журналам и издательствам. Первое стихотворение Михалкова "Дорога" было напечатано в журнале "На подъеме" (Ростов-на-Дону) в 1928. В 1935 в журнале «Пионер», газетах «Известия» и «Комсомольская правда» появились первые стихи Михалкова для детей: «Три гражданина», «Дядя Степа», «А что у вас?», «Про мимозу», «Упрямый Фома» и др. В 1936 в серии «Библиотечка „Огонька"» выходит его первый сборник «Стихи для детей».

 

Писал и сказки. Наиболее известная – «Три поросенка» – переложение английской народной сказки.

 

В 1935 поступил в Литературный институт, но уже в 1937, став членом Союза писателей, оставил студенческую скамью.

Осенью 1939 Михалков призван в армию и мобилизован для работы в армейской печати. Писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки. В 1943 вместе с Эль-Регистаном работал над словами Государственного Гимна. Со временем возникла необходимость внести в текст гимна изменения: имя Сталина было из него изъято, а в конце 1990-х потребовались уже не отдельные изменения, а новый текст. Слова Гимна России, принятого в 2001, также принадлежат Михалкову.

Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены («Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен»), а также стихотворного обращения к воинам, павшим за освобождение Европы, высеченном на цоколе памятника советским солдатам в Вене.

С начала Великой Отечественной войны пишет и публикует «Быль для детей» – о событиях военных лет.

После 1945 детские стихи уже не занимают в творчестве Михалкова главенствующее место. Его все больше увлекала драматургия.

Появляются пьесы для малышей: «Зайка-зазнайка», «Как медведь трубку курил», «Трусохвостик».

Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. Является автором ряда сценариев, как игровых художественных, так и мультипликационных.

Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу 21 в. составлял около 250 миллионов экземпляров.

 

 

 

Дядя Степа: стихи.  – М.: Оникс, 2008. – 62 с.: ил.

Пожалуй, мало найдется в отечественной (да и в мировой) литературе писателей, чьё имя разрешается было бы зашифровать «паролем» — названием главного, самого известного и любимого читателями его произведения. У Сергея Михалкова таковой пароль есть, и обозначается он двумя всем знакомыми с детства словами: «Дядя Стёпа». Именно тот самый добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей «задаром» и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, прочно ассоциируется в сознании читателей с обликом и личностью самого поэта: неслучайно некоторые иллюстраторы поэмы изображают ее героя с лицом Сергея Михалкова. С тех пор тиражи изданий «Дяди Стёпы» давнехонько перевалили за двадцать миллионов экземпляров.

 

 

 

 

Праздник непослушания: повесть. – М: Астрель: Аст, 2003. – 366 с. – (Золотая библиотека).

Однажды все взрослое население города решило оставить своих капризных и непослушных детей и одновременно всем уехать из города. Эта книга о том, что получилось из этой затеи и как дети жили без замечаний и поучений родителей.

 

 

 

 

Сон с продолжением: повесть – сказка. – М.: Стрекоза, 1999. – 80 с. – (Библиотека  школьника).

Люба любила спать. По вечерам ее не надо было, как других детей, просить и уговаривать: в десять часов вечера она уже была под одеялом. Стоило ей только положить голову на подушку, свернуться калачиком и закрыть глаза, как она проваливалась в сон. И могла спать сколько угодно! Рядом разговаривали, не умолкали радио и телевизор, но Люба не просыпалась. Даже старый будильник «Трезвон» должен был истратить весь свой завод для того, чтобы утром дозвониться до Любы и разбудить ее – такой был глубокий сон. – Как ты можешь… так спать? – спрашивали у Любы. – Мне снятся удивительные сны! – отвечала она. И это была сущая правда.

 

 

 

 

Три поросенка. А что у вас?: стихи и сказка. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.

У трех братьев поросят была веселая и беззаботная жизнь, пока не наступила осень и пришла пора подумать о крове на зиму. Каждый из братьев выстроил свой домик. А чей дом лучше выяснилось, когда до поросят решил добраться огромный волк. Если ребята не играют, не гоняют мяч, а просто сидят на лавочке, значит, у них серьёзный разговор... А какой? Прочитайте стихотворение автора «А что у вас?», также представленного в этой книге.

 

 

 

 

От трех до десяти. – М.: Малыш, 1983. – 191 с.: ил.

Все дети любят смеяться. Поэтому веселые стихи, знакомые с детства папам и мамам, так любит сегодняшняя детвора. С. Михалков немного подтрунивает над своими героями: маленькими лодырями, грубиянами, озорниками и врунишками, предлагая детям в некоторых персонажах увидеть себя или своих братьев и сестер. Но смех С. Михалкова врачующий, он помогает, а не разрушает.

 

 

Раздел 3 «Мастер улыбки Виктор Драгунский»

 




" Дети любят смеяться, и мы должны защищать детей!
Пусть сегодня и ежедневно вертится эта удивительная
кавалькада радости, труда и счастья жизни ".

В. Драгунский

 

 

 

 

 

Драгунскому Виктору Юзефовичу было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»...

Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет.

А цирк? Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто исполняются на эстрадах, звучат по радио...

Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали — во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами. А ведь большая разница между записанным и исполняемым! Актер может иногда развеселить далеко не самым лучшим текстом. Но с книгами Виктора Драгунского этого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как и слушатели в зале. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую,— мальчик Дениска.

Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы. Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных рассказов»— так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский. Наверное, случаев, о которых говорил он, было не сто, а больше. Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые и умные книги Виктора Драгунского остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.

 

 

Большая книга рассказов. – М.: Махаон, 2011. – 237 с.

Его весёлые, добрые, а порой и грустные истории про мальчишек и девчонок дети читают с удовольствием: ведь так интересно узнать, что происходит в жизни сверстников. Юные читатели непременно полюбят этого обаятельного сорванца! Известный писатель Виктор Юзефович Драгунский занимает достойное место в мировой детской литературе. В книгу вошли самые знаменитые произведения Виктора Драгунского из цикла "Денискины рассказы", герой которых - озорник Дениска Кораблёв - вечно попадает в невероятные и поучительные истории.

 

 

 

 

Веселые истории. -  М.: Аст: Астрель, 2010. – 179 с.: ил.

Автор предлагаем вам перенестись в мир, в котором тайное становится явным, в мир невероятных приключений, увлекательных историй и забавных случаев, в мир отважных подвигов.

 

 

 

 

Двадцать лет под кроватью. – М.: Стрекоза, 2010. – 125 с. – (Библиотека школьника).

Однажды во время игры в прятки Денис слишком хорошо спрятался. Так, что и его никто не найдёт, да и самому ему так просто не выбраться. Потому что никто не решится разбудить бабушку Ефросинью Петровну, похожую на Бабу Ягу, под кроватью которой укрылся мальчишка...

 

     

 

Раздел 4 «Вообразилия Бориса Заходера»

 

Смотрите сами:
Есть, например,
Детский писатель
Борис Заходер;
Есть переводчики –
Взрослый и детский,
Польский, английский,
Чешский, немецкий…
… И вот
К ним поэт Заходер затесался…"

                                                     Б. Заходер

Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября 1918 в молдавском городе Когуле, где его родители в первый раз встретились и поженились. Отец Бориса в 1914 году ушел добровольцем в русскую армию, матушка была в то время сестрой милосердия, ухаживала в госпитале за ранеными.

Однако семейство Заходера в Молдавии прожила недолго: поначалу перебралась в Одессу, а потом переехала в Москву. Отец закончил Московский вуз, стал действовать юристом; мамаша, будучи образованной женщиной и знавшей немного иностранных языков, работала переводчицей.

В 1935 году Борис Заходер закончил школу, пошел вкалывать на предприятие учеником токаря, позже поступил обучаться в Московский авиационный институт, после этого продолжал обучение на биологических факультетах в Московском и Казанском университетах, а в 1938–1947 гг. – в Литературном институте им. А. М. Горького. Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах, куда отправлялся добровольцем. Был сотрудником армейской печати. В коротком промежутке между двумя войнами писал вирши и очерки о строительстве ВДНХ - Выставки Достижений Народного Хозяйства.

В 1946 Борис Заходер возвратился в Москву, на следующий год окончил Литературный институт. Свое первое детское стихотворение "Морской бой" Борис Заходер опубликовал в 1947 году под псевдонимом Борис Вест в журнале «Затейник».

Произведения Заходера печатались в газете «Пионерская правда», журнале «Мурзилка», Борис Владимирович издал сборники стихов "На задней парте", "Мартышкино завтра", "Никто и другие", "Кто на кого похож", "Товарищам детям", "Школа для птенцов", "Считалия", "Моя Вообразилия", "Если мне подарят лодку" и др.

Также Борисом Заходером написаны пьесы для детского театра: "Ростик в Дремучем Лесу", "Мэри Поппинс", "Крылья Дюймовочки", "Приключения Алисы в Стране Чудес", Заходер автор либретто к опере "Лопушок у Лукоморья", пьесы для кукольного театра "Очень умные игрушки".

Заслуженной популярностью пользуются и произведения Заходера, написанные в прозе: книжка сказок "Мартышкино завтра", "Добрый носорог", "Жил-был Фип", сказки "Серая звездочка", "Русачок", "Отшельник и Роза", "История Гусеницы", "Почему рыбы молчат", "Ма-Тари-Кари», "Сказка про всех на свете" и многие другие.

Большую известность Борису Владимировичу Заходеру принесли мастерски выполненные переводы известных зарубежных детских сказок: повести-сказки А. А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" (прочий вариант – "Винни-Пух и все остальные"), П. Трэверс "Мэри Поппинс", Л. Кэррола "Приключения Алисы в Стране Чудес", сказок Карела Чапека, братьев Гримм ("Бременские музыканты" и др.), пьесы Дж. М. Барри "Питер Пэн", стихотворений Л. Керна, Ю. Тувима, У. Дж. Смита, Я. Бжехвы и др.


«Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве что читатели Гржимека и Даррелла (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии» Рассадин С. Борис Заходер был обширно известен не только в нашей стране, но и за рубежом, он лауреат многих литературных премий, в том числе и Международной премии им. Г. Х. Андерсена.

 

 

 

Кто ходит в гости по утрам …. – М.: Самовар, 1997. – 119 с.

В книгу известного писателя вошли знаменитые циклы стихов для детей младшего школьного возраста, такие как "Школа для птенцов", "Мохнатая азбука", "Песенки Винни-Пуха", "На задней парте".

 

 

 

 

Про всех на свете: стихи и сказки. – М.: Планета детства: Астрель: Аст, 2000. – 174 с.

Жили-были, по правде говоря, все на свете. И сказка эта как раз про них - ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ. Но так как про всех на свете сразу рассказать уж очень трудно, то лучше попробуем сначала рассказать про ягненка. А там, глядишь, доберемся и до всех на свете...

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

 

 

 

 

Бочонок собачонок. – М.: Эксмо, 2011. – 96 с.: ил.

Сборник веселых стихотворений классика детской поэзии Бориса Заходера.

- Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы,
В обмен дадите,
Тюк
Мальчишек,
Пук
Девчонок
Да бочонок
Собачонок!

 

 

 

 

Кот и кит. – М.: Махаон, 2011. – 144 с.: ил.

В книгу известного писателя Бориса Владимировича Заходера вошли лучшие стихи для малышей, такие как "Кит и Кот", "Мартышкин дом", "Почему рыбы молчат", "Мохнатая азбука", "Русачок" и многие другие…

Кот и кит
В этой сказке нет порядка:
Что ни слово - то загадка!
Вот что сказка
говорит:
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.

 

     

Поделиться:

Меню